Приветствую, уважаемые
читатели!
Константин Андреевич Сомов (Konstantin
Somov) родился 30 ноября 1869 года в Санкт-Петербурге,
Российской Империи, и стал одним из ярчайших представителей объединения «Мир
искусства» (Mir iskusstva), культивировавшего эстетизм, символизм и
неоклассицизм. Его происхождение было образованным и состоятельным – отец,
Андрей Сомов, был известным искусствоведом и главным хранителем Эрмитажа. Это
обеспечило Константину не только материальное благополучие, но и доступ к
образцам западноевропейского и русского искусства с самого детства. Такая среда
рано сформировала его особый эстетический вкус, направив его к элегантности
эпохи Рококо, портретному жанру и интимным сценам.
Начало Творческого Пути и «Мир искусства»
Сомов обучался в Императорской Академии художеств в
Санкт-Петербурге, где познакомился с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым —
будущими лидерами «Мира искусства». Эта дружба и общие художественные идеалы
привели к тому, что в 1898 году он стал одним из основателей движения. «Мир
искусства» стремился возродить русское искусство, противостоя академическому
реализму, и продвигал идею L'art pour l'art (Искусство ради искусства). В
раннем творчестве Сомова доминировали идеализированные, меланхоличные портреты,
интимные бытовые сцены, иллюстрации и театральная декоративность, в которых
отражалась его ностальгия по ушедшей элегантной царской России и эстетике
Рококо.
Константин Сомов был открытым гомосексуалом, что было
редким и смелым выбором как в царской России, так и позднее в советской среде.
Его личная жизнь и отношения находили отражение в его работах, хотя и в
завуалированной форме: в его произведениях часто присутствуют однополые темы,
обнаженные мужчины и гомоэротическое напряжение, замаскированное под мифологию
или рококо пасторали. Сомов никогда не создал традиционной семьи, но долгое
время был близок с несколькими моделями и любовниками, которые стали постоянными
героями его портретов. Самым известным его постоянным натурщиком, а затем и
любовником, был Михаил Кузнецов, который не только позировал ему, но и
заботился о быте художника.
Политический Контекст и Persona Non Grata
Жизнь и творчество Сомова проходили на фоне двух
великих переломов: падения Российской Империи и становления Советского Союза.
Художник, культивировавший эстетизм, индивидуализм и наследие
западноевропейской культуры, был естественным антибольшевиком. После
Октябрьской революции 1917 года советская власть отвергла декадентскую
эстетику, а особенно принцип «Искусство ради искусства», пропагандируемый
«Миром искусства», который считался буржуазным. Открытый гомосексуализм Сомова
и его политические взгляды сделали его нежелательной персоной (persona non
grata) для нового режима. Хотя сначала он пытался работать в новых условиях
(преподавал и иллюстрировал), давление и лишения вынудили его задуматься об
эмиграции.
В конце 1924 года Константин Сомов легально
эмигрировал из Советской России в США в качестве комиссара по Русской
художественной выставке. Однако в итоге он предпочел переехать в Париж, где и
провел остаток жизни. В эмиграции он остался верен своему стилю – писал
портреты, включая знаменитый портрет пианиста Сергея Рахманинова, и интимные,
аллегорические сцены, напоминавшие ему об утраченной России. Хотя финансовое
положение было переменчивым, Париж предоставил ему творческую свободу и
позволил вести открытый гомосексуальный образ жизни без советского страха и
цензуры. Константин Сомов скончался естественной смертью 6 мая 1939 года в
Париже, в возрасте 69 лет.
О Картине «Радуга» (1897)
Картина Константина Сомова «Радуга» (The Rainbow),
созданная в 1897 году, относится к раннему этапу творчества художника и
является одной из ключевых работ, определивших его связь с символизмом и
движением «Мир искусства». Эта работа, часто выполненная в тонкой акварели или
гуаши, отличается особой лиричностью и меланхолией. Картина изображает
идиллический, но в то же время недоступный пейзаж, часто с одной или
несколькими фигурами, застывшими в позе сиюминутного размышления. «Радуга»
здесь символизирует не только природное явление, но и красоту ушедшего
мгновения, несбывшиеся надежды, а также ностальгию по идеализированному миру,
что было характерно для эстетики Декаданса того времени.
Это произведение прекрасно отражает духовную эстетику
движения «Мир искусства», к которому принадлежал Сомов. Движение стремилось
отойти от русского реализма и социальной тематики второй половины XIX века, а
«Радуга» предлагала побег в утонченный, индивидуалистический мир красоты.
Композиция картины сбалансирована, а цвета приглушены и элегантны, подчеркивая
декоративную ценность произведения. Сомов демонстрирует здесь раннее увлечение
портретами XVIII века и стилем прерафаэлитов (Pre-Raphaelites), где человеческие
фигуры представлены с романтической и слегка искусственной грацией, в
противовес канонам академического искусства.
Хотя «Радуга» (1897) не имеет прямого гомоэротического
содержания, как его более поздние, откровенные работы 1920-х годов, она
знаменует перелом в личном эстетическом развитии Сомова. В этой картине
ощущается та чувствительная интимность и эмоциональный нюанс, который позже
будет перенесен в его более чувственные портреты и пасторали. Картина указывает
на склонность художника к изолированным, субъективным сценам, которые позволяют
ему исследовать личные чувства и отстраниться от реалий внешнего мира. Именно
этот лирический потенциал помог создать основу, на которой впоследствии выросло
его зрелое творчество, охватившее не только ностальгию, но и яркий декаданс и
гомосексуальные темы, особенно после 1900-х годов, когда он начал больше
черпать вдохновения в стиле Рококо. Картина «Радуга» (1897) ценится не только
как эстетический, но и как исторический документ, отмечающий настроения
эстетической культуры fin de siècle (рубежа веков) в России.
Константин Сомов и Муза Снежковский
Поздние годы жизни Константина Сомова во Франции,
после эмиграции, были тесно связаны с мужчиной по имени Снежковский
(Snezhkovsky), который стал не только моделью и любовником художника, но и
важной частью его личной жизни. Хотя Сомов всю жизнь поддерживал связи с
разными мужчинами, которые позировали для его эротических и пасторальных сцен,
Снежковский, чье настоящее имя и подробности остаются окутаны тайной, выделялся
своей надежностью и верностью. В Париже Сомов вел открытый гомосексуальный
образ жизни, а Снежковский был долгосрочным компаньоном, исполнявшим роль не
только интимного партнера, но и помощника по хозяйству, а также личного
ассистента. Эти отношения отражали потребность Сомова не только в любви, но и в
стабильности, которую он потерял в эмиграции.
Влияние и место Снежковского в жизни Сомова ярко
проявилось в его живописи. Его тело и лицо стали постоянным мотивом на холстах
Сомова, сменив прежних моделей, с которыми художник общался в России. Работы,
посвященные этим отношениям, отличались более интенсивной интимностью и
прямолинейностью по сравнению с ранними аллегориями, а Снежковский стал идеалом
красоты позднего периода Сомова. Его портреты и этюды ню писались уже не только
как ностальгия по утраченному миру Рококо, но и как прямое выражение почтения
любви и стабильности, которую он обрел в Париже.
Одно из самых известных увековечиваний этих отношений
– картина «Боксер» (The Boxer, 1933), которая на самом деле является портретом
Снежковского. Эта картина уникальна в творчестве Сомова. Она отошла от
привычной тематики Рококо или пасторалей и изобразила молодого возлюбленного в
современном стиле, без ненужных аллегорий. Картина представляет сильного,
молодого мужчину, но не как мифологического героя или придворного XVIII века, а
как спортсмена своего времени. Эта работа является открытым поклонением физической
силе и красоте Снежковского, а также редко встречающимся примером, когда Сомов
принял элемент современной культуры.
Значение портрета двояко. Во-первых, это личное
заявление художника о своей любви и интимной жизни, которое в Париже могло быть
выражено более свободно, чем в царской или советской России. Во-вторых,
«Боксер» (1933) демонстрирует художественную зрелость и способность Сомова к
эволюции. Он не только представляет поздний стиль Сомова – элегантный, но более
детальный и сдержанный, – но и подтверждает важность Снежковского как источника
его жизни и творчества в последние годы. Этот портрет стал художественным завещанием
их партнерству, увековечивая образ возлюбленного через эстетическое видение
Сомова.


Komentarų nėra:
Rašyti komentarą